Сайт является копией сайта КрасГУ по состоянию на октябрь 2007 г.
В 2006 г. КрасГУ вошел в состав Сибирского федерального университета.

6. Методическая литература

В этой литературе основной упор делается на методику выполнения какой-либо деятельности, порядок операций, процессов, действий.

6.1. Методические указания, не подменяя учебник или учебное пособие, выступают в роли посредника между учебником и студентом. Методические указания разрабатывают к курсам и разделам курса, предусмотренным учебным планом.

Методические указания включают введение, которое должно помочь студенту разобраться в том, как строится курс, какие разделы наиболее сложный требуют большего внимания, какое место данный курс занимает среди других.

Основная часть работы содержит собственно методические указания. При этом необязательно рассматривать все темы, достаточно сосредоточить внимание студентов только на наиболее сложном материале, требующем изучения дополнительной литературы. Однако составителю не следует пересказывать теорию из учебника или учебного пособия, возможно лишь краткое изложение нового и труднодоступного материала, который отсутствует в учебной литературе.

Объем теоретического материала не должен превышать 30-50% общего объема издания. При изложении материала составитель может использовать схемы, таблицы, графики и т.д.

В заключении студенту могут быть представлены вопросы для самопроверки, список основной и дополнительной литературы по курсу.

Методические указания могут также включать темы контрольных работ или рефератов и указания по их выполнению.

Для контрольных работ и рефератов можно привести отдельный список литературы.

Указания по курсовому и дипломному проектированию можно включать в методические указания по курсу в целом (при значительном объеме их можно издавать отдельно).

Объем не более 2 печатных листов.

6.2. Рабочие программы

Программа спецкурса, подготовленная кафедрой, должна начинаться с введения, где кратко освещены цели и задачи спецкурса, содержание дисциплины в целом, методика изложения и способ организации учебного процесса. Далее по разделам, внутри которых выделяют темы, изложено содержание курса. Список литературы может быть приведен в соответствующих разделах или же в конце работы с группировкой по разделам. Возможен общий список после всех разделов курса со ссылками на позиции списка в конце каждого раздела.

В конце программы приводят план лекционных и практических занятий на курс.

Объем программы не должен превышать 1 печатного листа.

Рабочие программы учебной дисциплины должны состоять из трех разделов.

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. Здесь же приводят перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых необходимо для данной дисциплины.

2. Содержание дисциплины:
2.1. Лекционные занятия, наименование тем, их содержание, объем в часах.
2.2. Практические и семинарские занятия, их содержание и объем в часах.
2.3. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах.
2.4. Курсовая работа, ее характеристика.

3. Учебно-методические материалы по дисциплине.
3.1. Основной и дополнительный списки литературы.
3.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов к используемым в учебном процессе техническим средствам.

6.3. Программы и методические указания по различным видам практики

Программа практики предусматривает краткое изложение целей и задач практики, содержание различных видов работ, практических или расчетных заданий, выполняемых в соответствии с темами изучаемых курсов.

Заключают этот материал методические указания, адресованные студентам и помогающие им выполнить все задания по практике, а также список литературы, ознакомиться с которой необходимо во время практики. Объем до 2 печатных листов.

6.4. Лабораторные практикумы

Издание, описывающее лабораторные работы, должно иметь краткое введение, характеризующее лабораторный практикум в целом, общее и особенное данного цикла.

В случае необходимости описание лабораторных работ предваряют правила техники безопасности.

Содержание работ излагают следующим образом: после порядкового номера работы по учебному плану приводят ее название с указанием часов, отведенных на выполнение.

Пример

Работа 2. Качественный и количественный анализ при использовании капиллярных колонок (8 ч).

Далее указывают отдельными абзацами (с выделением): цель работы, оборудование, инструменты (химреактивы, объекты исследования и т.д.). Затем, ниже подзаголовка "Теоретическое обоснование работы", дают необходимые разъяснения со ссылками на литературу или краткое изложение теории, если это нужно (при отсутствии литературы).

В подразделе "Ход работы" (или "Выполнение работы") приводят последовательность операций, указания студентам по выполнению работы, предлагают таблицы, в которые необходимо внести полученные результаты.

Можно ввести самостоятельный подраздел "Обработка результатов", если этот этап работы существует и требует формулировки заданий или пояснений. В конце работы предложен список литературы.

Объем не более 2 печатных листов.

6.5. Задания для практических занятий

Задания составляют по курсу, предполагающему такой вид работы.

Во введении раскрывают цель практических занятий, объем и специфику (в зависимости от данного курса).

В теоретической части должны быть приведены необходимые основания, а также формулы, без которых невозможно решение задач.

Затем следуют сами задания, их рекомендуется сгруппировать по разделам курса. В конце работы приводят список литературы.

Объем до 2 печатных листов.

6.6. Оперативные издания (экспресс-издания)

К оперативным изданиям могут относиться дополнения к ранее изданным (централизованно или по плану университета) программам, указаниям, лабораторным работам и т.д., а также распечатка какой-либо их части, в которую внесены изменения. Оперативно могут быть изданы различные вспомогательные материалы к лекциям и практическим занятиям, в том числе и иллюстративные, рабочие программы, по спецкурсам.

Оперативные издания не проходят редподготовку в РИО, полную ответственность за их содержание и оформление несет составитель.

В РИО оформляют титульный, лист, оборот титула, выходные данные, просматривают заголовки и список литературы.

6.7. Депонирование

Депонирование (передача на хранение) рукописных работ по естественным, техническим и общественным наукам осуществляется в целях ознакомления научных, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций высших и средних специальных учебных заведений и предприятий, ученых и специалистов с рукописями статей, обзоров, монографий, сборников научных трудов, материалов конференций, съездов и т.д., которые нецелесообразно издавать обычным способом печати (тиражировать)

Депонируют:
- рукописные работы по естественным, точным и техническим наукам во Всесоюзном институте научной и технической информации (ВИНИТИ);
- рукописные работы по общественным наукам в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН).

Решение о передаче на депонирование рукописей выносится редакционно-издательским советом университета по рекомендации соответствующих кафедр. Автор сохраняет за собой право публикации материалов указанных работ в научных и научно-технических изданиях, но при этом он обязан уведомить издающую организацию (издательство, редакцию журнала и т.д.) о том, что рукопись была депонирована, или упомянуть об этом в предлагаемой к изданию работе.

Тезисы докладов, отчеты о проведенных научно-исследовательских работах и диссертации на депонирование не принимаются.

Подготовку рукописи к депонированию в соответствии с требованиями Инструкции о порядке депонирования выполняет автор под контролем работника, ответственного за депонирование (РИО).

На депонирование принимают рукописи, разрешенные к открытой публикации.

Депонированные рукописи включают в состав справочно-информационного фонда соответствующего органа информации (реферативные журналы и библиографические указатели ВИНИТИ и ИНИОН).

Авторам рукописей, принятых на депонирование, после опубликования рефератов высылают справку о депонировании с указанием фамилии автора, названия рукописи, наименования и номера реферативного издания, в котором опубликован реферат, библиографического описания.

Авторы депонированных рукописей сохраняют права, вытекающие из законодательства об авторском праве, но не могут претендовать на выплату гонорара.

Депонированные рукописи приравниваются к опубликованным печатным изданиям.

Порядок представления рукописей, оформления статей, требования к тексту узнавать у ответственного за депонирование (РИО).

В начало страницы

© Copyright by Krasnoyarsk State University
KrasSU LAN Inform, 2000
Последнее обновление: