Сайт является копией сайта КрасГУ по состоянию на октябрь 2007 г.
В 2006 г. КрасГУ вошел в состав Сибирского федерального университета.

Газета "Университетская жизнь"

Красноярский государственный университет Учредитель ректорат № 19(815) 25 октября 2006 г.

"ЛЕГЕНДЫ ПСИХОЛОГИИ"
Отчет о научной командировке с целью повышения квалификации

Признаюсь сразу и прямо: примерно десять лет тому назад, случайно оказавшись слушателем семинара, где главным лектором был действительно легендарный для любого психолога Макс Люшер, — уже ни минуты не сомневался записаться - заявиться на семинар под руководством Филиппа Зимбардо (из США), о котором читал в известной книжке "Психология влияния". О творчестве другого профессора — Кристины Маслак — слышал отдаленно: "что-то об эмоциях, выгорании и застенчивости"… Не скрою, корыстная сторона всей этой затеи состояла в возможности установить неформальные контакты с одним из руководителей АПА (Профессиональное объединение психологов США, издающее, в числе других, "Журнал гуманистической психологии").

Санкт-Петербург, главное здание университета, 26 сентября 2006 года, раннее утро. Согласитесь, для провинциального преподавателя любого отечественного университета посещение исторических мест — уже событие… Однако, по тому, как суетились организаторы, студенты и преподаватели факультета психологии, можно было решить — намечается что-то сугубо значительное… В первой половине главного актового зала примерно за час до начала уже собрался весь цвет питерской научно-психологической общественности во главе с профессором В.М. Аллахвердовым. Тут же "господа офицеры" — заведующие кафедрами, психологи, имена которых в большинстве своем мы видим лишь на обложках учебников. Аспиранты, студенты, в том числе и первокурсники… Всего числом до 500 человек, потому зал немного переполнен. И вот — торжественный выход!!! Под аплодисменты, вместе с руководством факультета, на подиум поднимается Филипп Дж.Зимбардо, весьма обаятельная Кристина Маслак, декан факультета С.Цветкова и сопровождающие их лица. После некоторых теплых приветствий — торжественное объявление темы первого дня: "Стенфордский тюремный эксперимент" и его уроки. Аудитория — "дышит"! Замечаю, так бывает тогда, когда лектора ждут, его знают, любят. Когда тема всерьез волнует всех присутствующих. Лично для меня в восприятии возник еще один интересный эффект: мне прочно и все более казалось, что где-то я уже видел лектора. Вечером в гостинице, восстанавливая в памяти череду событий, понял, что это и был первый эффект воздействия Лектора — сдвиг моего восприятия на "желаемое"… Так, видимо, работают все опытные психологи и все без исключения психиатры…

Однако действие продолжалось. Буквально прорываясь через трудности восприятия двуязычного (синхронного) общения, начинаю понимать значимость и научность тюремного "реалити-шоу". Двадцать добровольцев за небольшую оплату согласились в течение десяти дней "побыть" — по жребию — надзирателями или заключенными в тюрьме, которая была импровизированно выстроена в подвале факультета психологии. По соглашению с настоящей полицией будущих заключенных арестовали по месту проживания, провезли "с мигалками" по городу и, с соблюдением всей процедуры, оформили и "приняли". Далее — всё как в настоящей тюрьме: выводы, обыски, грубость надзирателей… А еще далее — бунт заключенных, подавление беспорядков, симуляции, свидания с родственниками…

Надо ли удивляться, что вместо запланированных десяти суток эксперимент по освоению социальных ролей (то бишь по их разрушению) пошел с высокой скоростью и был прекращен организаторами на шестом дне… В рефлексивном режиме его участники, не переставая, удивлялись — как БЫСТРО они вошли в роль, т.е. ОПУСТИЛИСЬ до уровня, о котором только слышали из рассказов да читали в учебниках…

К концу первого дня, признаюсь, чувствовал свое стремительное движение к первому, родному (без кавычек) юридическому образованию. Вспоминались также многочисленные прожитые годы, в которых кое-что было упущено…

Второй день семинара превзошел все ожидания. Вместо весьма агрессивного лектора-мужчины с соответствующим содержанием с аудиторией работала профессор Кристина Маслак, мягкая обаятельная женщина. Да и тема ее —профессиональное "выгорание" — располагала к лирике.

Что такое выгорание? Естественно, речь идет об эмоциях. В последние 40-50 лет психологи, работающие в производственных коллективах, стали замечать неожиданные перемены с работниками, как правило, ответственно относящимися к своему делу. Они вдруг начинали "ругать" свою работу, болеть и вообще — теряли лицо. Обычно дело заканчивалось претензиями клиентов и увольнениями. Напомним, события происходят в цивилизованной стране, где к своей работе люди относятся… несколько иначе, чем нам привычно. По мнению К.Маслак, речь идет об эмоциональном перенапряжении, которое возникает на фоне заниженной самооценки, истощения и закономерно возникающем здесь цинизме, т.е. отрицательном отношении к работе, к клиенту, ко всей жизни в целом…

Что же, а у нас подобное наблюдается? Сколько хотите! У вас есть знакомые офицеры, которые имеют одну профессию — защищать? Послушайте их отзывы о работе! Или, скажем, преподаватели вузов… Подчеркну, это должны быть успешные преподаватели. Короче говоря, у нас этих проблем поболее будет… Тем лучше, что есть опыт очень последовательных, я бы сказал, педантичных эмпирических исследований.

Третий день ожидал с нетерпением, поскольку в программе была заявлена "родная" тематика психологического времени. Конечно, то, что было предложено "из заморской науки", не было абсолютно новым. Скорее даже, в отечественной психологии есть более обширный материал… К тому же заокеанские исследователи очень часто используют эксперименты отечественного профессора А. Кроника, который уехал в США чуть более десяти лет. Так что к концу дня — смело пошел в дискуссию с профессором и был встречен с пониманием.

На итоговой пресс-конференции легендарные лекторы-психологи Ф. Зимбардо и К. Маслак, видимо, из вежливости, особо отметили высокий интерес студенчества факультета психологии к научным разработкам, а также то внимание, которым они были окружены… От себя замечу, что студенты, как мне показалось, больше преуспели в фотографировании "около" Мастера, а также в сборе автографов… хотя, очень может быть, я не прав.

В чистом остатке после семинара — сертификат о повышении квалификации, авторские видеокопии фильмов, практически дублирующие оглавление известного учебника "Психология и жизнь", огромный (более 100 наименований в электронном варианте) список литературы по проблемам спортивной психологии, ранее в отечественных издательствах не издававшихся. Ну и — два ярких образца высокого класса работы с аудиторией и с каждым слушателем в отдельности…

Где бы еще поучиться у мастеров?

Г.А. БОКАТЮК, зам. декана института
физической культуры, спорта и туризма КрасГУ