Сайт является копией сайта КрасГУ по состоянию на октябрь 2007 г.
В 2006 г. КрасГУ вошел в состав Сибирского федерального университета.
Газета =Университетская жизнь=


Красноярский государственный университет Учредитель ректорат № 10 (805) 21 апреля 2006 г.

КрасГУ Архив Спецвыпуск для школьников Приложение Контакты
Экономическому факультету КрасГУ исполнилось 25 лет
Нас поздравляют друзья и коллеги
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ-2006: система непрерывного экономического и бизнес-образования
"Халтуры здесь не потерпят!"
ВЫБИРАЙ НА ВКУС!
Пятая и десятая
Эконом — это перспективно!
Обо всем понемногу
Студенчества прекрасная пора…
Оргкомитет эконома — 14:6 в пользу парней
Наша клятва


"Халтуры здесь не потерпят!"

— так говорит об экономическом факультете ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ЗУБОВ — доктор экономических наук, депутат Государственной Думы, экс-губернатор Красноярского края, профессор — и первый декан ЭФ КрасГУ.

Сегодня В.М. Зубов — первый заместитель председателя комитета ГД по финансам и кредитам. Как стало изветно УЖ, Валерий Михайловия является одним из разработчиков законопроекта об образовательных кредитах. Со вступлением закона в силу (ориентировочно уже в 2006 году) предполагается выдавать 100 тыс образовательных кредитов ежегодно. Рублевый кредит под 11% годовых предлагается абитуриентам, недобравшим баллы по конкурсу или с самого начала собиравшимся учиться на платном отделении. Дополнительно абитуриент может претендовать и на "сопутствующий" кредит — на питание, жилье и другие траты в период учебы. Выплаты по кредиту должны производиться в течение пяти лет по окончании вуза, иными словами, рассчитаться с банком выпускник сможет, трудоустроившись и получая зарплату. По мнению разработчиков законопроекта, кредиты будут способствовать повышению доступности образования для малоимущих слоев.

Итак, Валерий Михайлович, расскажите ab ovo как проходило становление факультета.
— Пришлось через многое пройти. Экономическая наука в то время была мягко говоря на задворках, и вопроса о создании в Красноярске самостоятельного экономического факультета в общем-то не стояло. Но он появился — благодаря энтузиазму людей, которые заглянули вперёд и не побоялись пойти наперекор власти: это прежде всего ректор В.С. Соколов и председатель крайкома КПСС П.С. Федирко. Соколов поставил перед собой задачу создать принципиально новую образовательную систему, опиравшуюся на решительных и творческих людей, готовых менять ситуацию в стране; Федирко обеспечил ему прикрытие "сверху" и полную свободу действий. Создававшийся факультет принципиально отличался уже постановкой задачи — выпускать не счётчиков, обученных только баланс сводить, а специалистов в полном смысле этого слова. Мы постоянно совершенствовались: узнавая что-то новое, тут же вносили коррективы в учебный план, в сам образовательный процесс. Как пример: на экономическом факультете был организован первый компьютерный класс в СССР, и таким образом компьютеризирован весь процесс обучения. Всё это, конечно, сразу выделило наш факультет. Для Москвы мы были зубной болью — с одной стороны; с другой — первопроходцами: они посмотрят-посмотрят, как мы делаем, и делают также.

— Кстати о столице. Валерий Михайлович, уйдя в политику, Вы не оставили факультет, до сих пор преподаёте и, несомненно, внимательно следите за его судьбой. По вашему мнению, в какую сторону развивается эконом?
— Конечно в лучшую! Мы всё время качественно растём: например, ещё максимум два года, и у нас будет свой учёный совет по кандидатским и докторским диссертациям, без приезжих — разве это не показатель? Значит, прошли времена, когда у нас не было своей научной элиты! Я стал губернатором в тяжёлое время — и для края, и для страны. Но я постоянно работал с факультетом, держал связь с выпускниками! В результате мы были первым регионом, перешедшим от спада к экономическому росту. Значит, факультет сумел дать краю такую элиту, которой под силу даже столь масштабные задачи.

— И если теперь кто-нибудь из наших соседей приедет гнуть пальцы, типа "У-у-у! Периферия!"...
— Это не пройдёт! Поначалу, да, мы были просто отдел Новосибирского института экономики и организации промышленного производства (на мой взгляд, самого сильного экономического института в Советском Союзе) — это наша alma mater, мы от них растём, идейно и по людям, мы этого не забудем никогда... Но сегодня мы их обогнали. Мы, имея более сложные стартовые возможности, очутились перед необходимостью творчески подходить к процессу образования — и оказались впереди. Думаю, что за Уралом мы обгоняем всех!

— В последнее время разговоры о востребованности экономических специальностей идут всё чаще. То, что экономистов на рынке переизбыток, что нужны работяги и технари уже стало притчей во языцех. Неужели на экономических специальностях теперь учатся лишь "по инерции", и кадры, что готовятся сейчас, окажутся не нужны?
— Я бы не делал таких резких выводов. Здесь надо учитывать специфику ситуации. Во-первых, вспомните реформенные девяностые: среди молодёжи имел место массовый уход от безработицы к образованию. Вузы пошли ей навстречу: открывали новые специальности, набирали платников — и таким образом приняли на себя весь удар, демпфировали его. Массовой неустроенности среди молодёжи тогда удалось избежать, и это хорошо. Но количество студентов при этом возросло в 1,7 раза; конечно же, во многом за счёт "престижных" юридических и экономических направлений.
Во-вторых, задайтесь вопросом: неспроста же к нам едут чернорабочие из Молдавии, Таджикистана, да со всего бывшего СССР? Это верный признак того, что наша экономика отстаёт по предложению современных рабочих мест, требующих высокой квалификации; вместо этого растёт потребность в низкоквалифицированном труде.
И в-третьих, имейте в виду, что институализация не пошла на пользу системе высшего образования. В том виде, в котором оно сейчас, высшее образование неконкурентоспособно. Оно требует поистине революционных изменений, масштабного рывка — как и во всей стране. Я считаю, что юбилей факультета — повод для такого разговора.

— Тогда каково должно быть содержание этих изменений?
— Нужно исходить из простой истины, что современный рынок требует подстраивать продукт под потребителя, а не наоборот. Следовательно преподавать в том же режиме, как и 15 лет назад — прочёл лекции, принял зачёт, проставил оценку — уже нельзя. Кроме того, при нынешних темпах развития общества может случиться так, что проучившись пять лет, студент выйдет с дипломом и увидит, что специальность его более не нужна. Поэтому система образования, как и любой успешный бизнес, должна научиться подстраиваться под изменения внешней среды, и более того, дать качественно иное мышление своим подопечным.
Специалист, который выходит из вуза, должен: во-первых, не бояться перемен, а воспринимать их как новые возможности; во-вторых, быть физически здоровым, чтобы вынести любой, пусть самый бешеный темп работы; и в-третьих — быть настоящим профессионалом. Ведь именно за это сейчас платят. И с повышением квалификации доходы увеличиваются в геометрической прогрессии!

— Как по-вашему, национальному университету будет под силу воплотить эти идеи в жизнь?
— Вынужден сказать, что пока не имею чёткого представления о том, каким будет национальный университет в Красноярске — я знаком лишь с отдельными разработками, а какого-нибудь целостного или вразумительного описания до сих пор нет.
Вообще, в концепции национального университета ещё много пробелов. Вот чем вам КГУ не национальный университет? Или, допустим, КрасГАСА? Непонятна формулировка — это раз. Два: и я, и вы понимаем, что вуз такого масштаба вот так сразу не построишь. Несколько лет уйдёт только на строительные работы — и это еще цветочки. Ведь есть и три: откуда взять 10 тысяч преподавателей — по педагогу на каждые четыре студента? Своими тут не обойдешься, значит, стянете из других вузов? Думаете, их там девать некуда? Ошибаетесь — специалистов везде дефицит. Потом, откуда взять ресурсы — свои или опять у других? И что получается — тут прибавили, там отняли, и этим ещё ухудшили ситуацию. Поэтому, приступая к разработке идеи НУ, надо было начинать не с того, на базе какого вуза делать, и не с того, сколько денег на это пустить, а с того, как использовать имеющиеся ресурсы, в особенности преподавательские, наиболее эффективно. Надо было начинать с того, для кого мы будем производить специалистов и научные знания. Какова будет экономика края через десять лет? Какую иметь направленность? Всё эти вопросы требуют чётких ответов. Высокие технологии? С Силиконовой долиной конкурировать бесполезно. Легкая промышленность? Тут китайцев не переплюнуть... Только в добывающих отраслях мы имеем преимущество — значит, их и нужно развивать, сделать высокотехнологичными. Добывать — не стыдно. Так живёт Австралия, Канада, Норвегия... Главное — правильно добывать.

— Вы говорите, что экономическое образование должно своевременно отвечать потребностям развивающегося общества. Логично спросить, какие специальности будут пользоваться спросом в ближайшем будущем? Какие пора бы и сократить?
— Я, конечно, отвечу, но прошу отнестись к моим словам с определённой долей критики; это лишь мой прогноз, и я пока что в поисках более точного ответа. Итак, в ближайшем будущем, на мой взгляд, самой перспективной специальностью будет та, в которой найдут сочетание финансы и технология. Тот, кто будет разбираться одинаково хорошо и в том, и в другом, преуспеет больше всех. Видите ли, в инвестиционных фондах вертятся огромные деньги, чужие деньги, которые ждут, чтобы их куда-нибудь вложили. Значит, умение предугадывать, какие из новых продуктов или технологий наиболее перспективны, будет в большом почёте. Ведь вложить деньги в такой продукт — значит хорошо заработать.
По поводу "устаревших", "непопулярных" специальностей советую не морочить себе головы. Времена меняются, и уже не раз было, что сначала вроде "не надо-не надо", а потом изменялся характер специальности — и это уже был и другой статус, и другой доход.

— Ну что ж, давайте закончим нашу беседу на праздничной ноте... Валерий Михайлович, что бы Вы пожелали нам, молодым экономистам?
— Я убеждён, что в наше время деревья не были больше, чем сегодня. Я убеждён, что дети должны идти дальше родителей — потому что это правильно. Желаю, чтобы вы, поговорив немного об истории факультета, узнав, какую работу мы проделали для его процветания, сказали "Подумаешь! Вот МЫ сделаем!.." И сделали!

ЗЫРЯНОВ Андрей,
студент 3 курса экономического факультета КрасГУ (МЭО)

 

КрасГУ Архив Спецвыпуск для школьников Приложение Контакты

© Copyright by Krasnoyarsk State University
KrasSU LAN Inform, 2006