Сайт является копией сайта КрасГУ по состоянию на октябрь 2007 г.
В 2006 г. КрасГУ вошел в состав Сибирского федерального университета.

Кафедра психологии развития

В 1996 году одновременно с появлением научной специальности "психология развития" (190013) в Красноярском государственном университете на психолого-педагогическом факультете была создана кафедра психологии развития.

Фото сотрудников кафедрыВ основании научной идеологии лежат принципы культурно-исторической концепции Л.С.Выготского и соответствующей психологической школы. Идейное содержание работы кафедры тесно связано с трудами Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова.
Среди преподавателей кафедры ведущие специалисты в области психологии.
Заведующим кафедрой с 1996 г. является Борис Иосифович Хасан, доктор психологических наук.

В рамках общего научного направления "Исследование психологических условий и механизмов разрешения противоречий в образовательном процессе" сотрудники кафедры работают над следующими задачами:

  1. Изучение эффектов развития при реализации образовательного подхода на основе культурно-исторической психологии и педагогики.
  2. Проектирование и разработка учебных предметов и образовательных форм в рамках стратегий развивающего образования.
  3. Экспериментальная проверка гипотезы о гендерных предпочтениях в преодолевающих формах деятельности.
  4. Валидизация методов диагностики потенциального и актуального риска.
  5. Апробация диагностических моделей опосредствующих учебную деятельность в поляризованном образовательном пространстве.
  6. Систематизация рефлексивных характеристик деятельности в подростковом возрасте.

Основные направления работы:

  1. Исследование психологических, педагогических, социальных, культурных условий развития личности и сообществ.
  2. Разработка психолого-педагогических технологий и учебных материалов для обеспечения развития личности в системе образования.
  3. Исследование продуктивной функции конфликта и использование его как одного из механизмов развития в системе образования.
  4. Возрастная и гендерная специфика в динамике и эффектов образовательных процессов.
Перед открытием Юбилейного Заседания, 2003 г.

Научная работа

Ежегодно кафедра является одним из основных организаторов Всероссийской научно-практической конференции "Педагогика  развития" (http://conf.univers.krasu.ru).


Каждый год в конференции участвует более 500 человек, из них 200 иногородних участников, среди них: А.Н. Тубельский (Москва), А.Г. Каспржак (Москва), К.Н. Поливанова (Москва), В.Э. Пахальян (Москва), Е.А. Ленская (Москва), Т.Шанин (Манчестер), Г.А. Цукерман (Москва), А.Б. Воронцов (Москва), С.Л. Братченко (С-Петербург), П.Г. Щедровицкий (Москва), А.А. Пинский (Москва), В.А. Болотов (Москва), А.А. Попов (Томск), И.Д. Проскуровская (Томск) и др.

Фото из зарубежных поездок В 2003 г. сотрудники кафедры приняли участие в 5-ти международных, 4 Всероссийских, 2 региональных, 2 городских конференциях. Международные конференции проходили в Великом Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве, Дадли в Великобритании, Блюмингтоне и Атланте в США.

Персональные партнеры по научным исследованиям кафедры: А.Г.Каспржак, А.А.Пинский, Л.И. Дементий, К.Н. Поливанова, В.С. Собкин, А.П.Тряпицына, А.Н.Тубельский, И.Д.Фрумин, Г.А. Цукерман, П.Г.Щедровицкий и другие.

Совместная деятельность с зарубежными партнерами:

  1. Кафедра вела разработку совместно с университетом Йорка и при поддержке Британского совета по разработке учебных материалов для курсов гражданского образования (2002г.);
  2. Кафедра вела разработку совместно с университетом штата Гавайи при поддержке Американской ассоциации учителей специального курса для школ "Введение в социальные проблемы (2002г.);
  3. "Разработка диагностических программ для исследования динамики потенциального и актуального риска аддиктивного поведения", в Дадли, Великобритания, 2002г.;
  4. Международный проект "Гражданское образования для информационного века" совместно с Гвайский университетом, Школа "Пунахоу", Гонолулу, штат Гавайи, США.

Преподаватели и сотрудники кафедры одновременно ведут весьма плодотворную научно-исследовательскую работу по актуальной для современной прикладной психологии проблематике. Результаты исследований представлены в учебных пособиях и монографиях.

 

На занятияхПри кафедре работает лаборатория "Консультирование, диагностика, коррекция". В задачи лаборатории входят: разработка, апробация и внедрение учебно-методических материалов, научно-практических разработок, психолого-педагогических рекомендаций.

Лаборатория обеспечивает методиками, материалами, заданиями, методами, образцами, стимульными материалами по курсам "Экспериментальная психология", "Психодиагностические задачи и методы в образовании", "Судебно-психологическая экспертиза" и др., а также задания для "Общего психологического практикума".

В лаборатории "КДК" имеется компьютерные и текстовые программы учебных, методических, диагностических материалов, компьютерные программы для обработки данных; создана собственная библиотека с постоянно обновляемым и пополняемым фондом литературы по психологии и диагностике; имеется большое количество аудио- и видеоматериалов с лекциями и выступлениями на конференциях и семинарах видных отечественных и зарубежных ученых и практиков в области психологии.

10 ноября 2004 г. открылся Клуб конфликтологов.

Подготовка специалистов

Кафедрой читаются следующие курсы: общая психология, психология личности, история психологии, экспериментальная психология, социальная психология, педагогическая психология, основы психодиагностики, основы психоанализа, методологические проблемы психологии, теория и практика конфликта, проблемы психологии развития, психологические теории личности, возраст и кризис, психокоррекция, общий психологический практикум и другие.

В 2003 г. году на кафедре подготовлены три типа выпускных работ: уровень специалиста, бакалавра и магистра психологии.

Все работы подготовлены в соответствии с требованиями. Можно отметить, что бакалаврская работа по содержанию и оформлению имеют такие же характеристики, как и дипломные работы специалистов. Магистерские диссертации признаны как соответствующие требованиям, а их авторы как заслуживающие присвоения магистерской степени.

Тематика дипломных работ признана актуальной и соответствующей научной тематики кафедры. Все проведенные выпускниками исследования выполнены в рамках исследовательских проектов, программ и перспективных разработок в области психологии развития и акмеологии проводимых в КрасГУ и в партнерских организациях.

На кафедре используются современные методики обучения и формы организации учебного процесса. А именно с использованием проектного подхода, кейс-метода обучения, индивидуально-ориентированной технологии обучения, интерактивных методов обучения, мастерских. На кафедре психологии развития имеются компьютерные программы учебных, методических, диагностических материалов, компьютерные программы для обработки диагностических данных.

Структура самостоятельной работы студентов многопрофильна и многофункциональна. Она нацелена не только на текущую проверку знаний и умений студентов, но и на развитие профессиональной компетентности будущего психолога, при решении творческих задач в ситуациях будущей профессиональной деятельности.

Виды самостоятельной работы студентов: работа с библиографическими источниками и реферативными журналами; подготовка рефератов по различным дисциплинам; подготовка к занятиям (лекциям, семинарам, практическим занятиям); изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельное освоение; выполнение домашних заданий, курсовых работ, учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ; участие в разработке новых лабораторных работ и информационного и программного обеспечения; участие в проектных семинарах, тренингах, работа в грантах, участие в конференциях, симпозиумах, дистанционных форумах.

Форма контроля - защита проектов, защита курсовой работы, защита дипломной работы, а также зачет или экзамен по соответствующему учебному курсу.

Студенты имеют возможности при выполнении самостоятельных задач пользоваться библиотечными фондами, компьютерными и сетевыми ресурсами (методического кабинета и компьютерного класса ППФ, ресурсным центром ИППР).

Новыми формами самостоятельной работы студентов стали совместные разработки преподавателями, аспирантами и студентами интенсивных проблемных семинаров; разработки образовательных проектов для реализации в гимназии "Универс".

Сотрудники кафедры:

Аспиранты кафедры: Васильева Н.П., Кужабекова М.М., Никитина Е.В., Рычкова М.В., Фирсова Е.Г.

Адрес кафедры

г. Красноярск, ул. Корнеева 50, тел. (3912) 440297